Аллегорическое значение аркиНад городом господствует Бог, по кальвинистской традиции неизобразимый и неназываемый, обозначенный в виде сокращенного имени «Иегова» в облаках, клубящихся над силуэтом города. Рука Бога крепко держит башню гданьской ратуши.

Изображение орла с Распростертыми крыльями ниже божеской руки также подтверждает заботу Бога о городе. Это олицетворение крыл провидения должно, по мысли современного интерпретатора картины Е. Иванойко, иллюстрировать слова псалтири в польском переводе Й. Кохановского: «В тени твоих крыл пребуду вечно, под твоим крылом пребуду в безопасности».

Наглядно сформулированная в программе росписей потолка концепция Гданьска как образа небесного Иерусалима возникла значительно раньше. Идея отождествления Гданьска с Иерусалимом зафиксирована уже в конце XV в. в картине «Корабль церкви», выполненной Брендтом Нотке для Дома братства Артура (1495 г.). Но, как было высказано в первой главе, идеальный образ Иерусалима послужил примером еще ранее, при закладке крестоносцами регулярных городов этого региона.

В проеме картинной арки открывается вид на аллею деревьев с подчеркнуто выраженными корнями и кроной. В центре аллеи стоит источник-фонтан.

Представлен идеальный образ дороги — Виа Региа, которая ведет к морю, к стоящему у берега кораблю.

Вся композиция, согласно современной интерпретации, есть не что иное, как олицетворение райского сада, извечной метафоры мирового порядка.

Изображение райских кущ под сводами картинной арки дополнено многочисленными намеками на реалии Гданьска: прямая дорога, ведущая от арки к воде, олицетворяет Королевскую дорогу города, в конце которой находилась пристань для морских судов.

На Виа Региа именно в начале XVII в. было задумано и вскоре осуществлено сооружение знаменитого гданьского фонтана Нептуна.

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.

Наш опрос

Жемчужины мировой архитектуры. Что из этих творений вы видели?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...
Архитектурные постройки