Архитектурное противоречиеВ этом контексте особую значимость приобретала базиликальная форма всех главных святынь Рима, форма, сложившаяся в IV в. при крещенных императорах и к рубежу XVI и XVII вв. наглядно выражавшая более чем тысячелетнюю традицию исконной христианской государственности. Именно поэтому еще в 1606 г., в начале понтификата Павла V было решено придать собору Св. Петра форму базилики, хотя бы отдаленно напоминающей об огромной, роскошно украшенной пятинефной базилике, которую император Константин Великий заложил в 324 г. на этом месте (т. е. на месте погребения св. ап. Петра), а папа св. Сильвестр I освятил в 329 г. Бросающееся в глаза архитектурное противоречие новой базиликальной пристройки и прежнего центрического храма с самого начала вызывало справедливую критику, которая то затихала, то снова разгоралась. Нельзя исключить, что на рисунке запечатлен очередной приступ этих споров.

Но вместе с тем следует признать, что у папы Павла V и его архитектора Карло Мадерно были вполне основательные резоны к назначению длины новой пристройки: нефы заканчивались точно там, где раньше проходила колоннада внешней галереи, примыкавшей к восточному фасаду Константиновой базилики.

Перед этой галереей сложился обширный комплекс обнесенного портиками двора с сенью в центре, с позднейшей романской колокольней в углу и с несколькими тесно составленными средневековыми зданиями, образовавшими нерегулярный, но выразительный по архитектуре восточный фронт, обращенный к кварталу Борго и Замку Св. Ангела.

С середины XVII в. место этого двора занимает огромная паперть, широчайшими лестницами спускающаяся к знаменитой овальной площади Лоренцо Бернини.

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.

Наш опрос

Жемчужины мировой архитектуры. Что из этих творений вы видели?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...
Архитектурные постройки