Архивольт центрального проема

Архивольт центрального проемаВо втором ярусе — обратная картина. Архивольт центрального проема вместе с еще одной раскрепованной аркой, продолжающий ионический архитрав соседних колонн, выходит выше антаблемента.

Этот архивольт вместе с колоннами воспринимается как наличник арочного проема.

В первом ярусе подобным наличником смотрится комбинация из дорических колонн и нависающего сверху балкона.

Консоли балкона упираются прямо в антаблемент.

Шлютер хочет заставить зрителя увидеть формы как одно целое. Таким образом, противопоставляются два условных наличника с циркульным и горизонтальным «сандриком».

Есть еще одно противопоставление — уже не такое очевидное, но важное. Балкон вместе с выносной плитой и балюстрадой чем-то напоминает перевернутый дорический антаблемент.

Недаром на волютах под балконом Шлютер рисует характерные бороздки, напоминающие триглифы.

Сами консоли смотрятся связующим звеном между первым и вторым ярусом. Для первого яруса эта комбинация форм оказывается завершающей.

По отношению ко второму ярусу она лежит у подножья колонн и к тому же перевернута.

К такого рода архитектурным ордерным противопоставлениям Шлютер добавляет еще контрапост скульптур. В первом ярусе две фигуры посажены справа и слева по краям карнизов спаренных пилястров, во втором — на арочный архивольт среднего проема.

Как уже говорилось, лестничные вестибюли дворцов довольно разнообразны.

Изменяется форма зала, конструкция лестницы, комбинация ордеров, характер декора и живописи. Остается постоянным лишь сам прием расположения многомаршевой лестницы в двухсветном зале с обязательным поворотом при подъеме.

Оставьте комментарий