Черты маньеризмаМногие элементы в композиции Эскориала предвосхищают эпоху барокко. И несмотря на аскетизм архитектуры, названой desorna-mentado (безорнаментальная), ее все же роднит с произведениями барокко динамичность силуэта с нарастанием масс к центру и резким смещением главного композиционного ядра — большого собора — что противоречит спокойствию, ясности и оптимистичности, свойственным произведениям Возрождения.

Вопрос о стилевой категории этого ансамбля Каптерева, например, оставляет открытым.

«Стиль Эскориала не нуждается в точной дефиниции, — пишет она, — он отличается особыми переходными формами искусства, возникающими на рубеже двух великих эпох, когда на смену традициям Возрождения приходят первые провозвестия нового художественного этапа — искусства XVII в. В образе Эскориала скрещиваются традиции Возрождения, черты маньеризма, элементы классицизма и барокко.

Вместе с тем уже к моменту завершения строительства, Эскориал превратился в памятник уходящей в прошлое деспотической империи. Не случайно он был создан именно в Испании и подобного произведения зодчества не знает Европа 16-го столетия».

В конце первой четверти XVII в. в Испании начинает назревать реакция против сухости и аскетизма архитектурного стиля, господствовавшего во времена ожесточенной борьбы Филиппа II с реформацией и ересью и теперь переставшего удовлетворять наиболее значительных заказчиков — королевский двор и церковь.

Пышный придворный церемониал, блестящие праздники и театральные представления, которыми была насыщенна придворная жизнь, требовали соответствующего архитектурного оформления.

Тщательно изгоняемый архитектурный орнамент начинает проникать в дворцовые сооружения, постепенно меняя их внутренний облик.

Та же тенденция к обогащению архитектурных форм проявляется и в церковном зодчестве.

Со всякими попытками поколебать могущество католической церкви давно уже было покончено. Нужно было изыскивать новые приемы воздействия на верующих.

Противопоставляя тяготам реальной жизни сладость духовного общения, церковь начинает стремиться в оформлении храмов к праздничности и блеску, используя для этой цели все виды искусств и в первую очередь архитектуру.

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.

Наш опрос

Жемчужины мировой архитектуры. Что из этих творений вы видели?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...
Архитектурные постройки