Композиционная интригаСледующее противопоставление все той же двухчастной комбинации наличников в первом ярусе бокового пролета двум ярусам средней части фасада. Затем весь боковой пролет противопоставляется, как уже говорилось, всей средней части (трехъярусной), и здесь уже вступают в игру все элементы ордера (фронтоны, аттики с балюстрадами, пилястры, колонны, карнизные консоли и скульптуры). Сверх того, предусмотрены контрапосты между средними и боковыми частями отдельно по первому ярусу и по второму, а также соседних ярусов в средней части фасадов.

Наконец, обнаруживается еще один очень важный контрапост, когда сопоставляются формы центрального входного портала с общей композицией всего фасада (здесь следует обратить внимание на сходство криволинейных стенок, плавно соединяющих перепад высот базиликального разреза с однотипным криволинейным контуром раскреповки между нижним и верхним карнизами входного портала).

Высокое мастерство Динценхоферов проявилось в переходе от плоскостной экспозиции темы на фасаде к объемно-пространственному ее изложению (купол и башня на противоположной стороне собора).

Глаз, приученный различать на фасаде главную тему в ее вариациях и противопоставлениях, сразу же замечает, что комбинация объемов купола (с барабаном и фонарем) и башен (левая башня так и не была выстроена) является тематическим вызовом контрапосту главного фасада.

В этой комбинации средняя часть, т. е. купол, выдвинута на первый план, башни же, продолжающие мотив боковых ризалитов фасада, отодвинуты в глубину.

В новом изложении темы многие ордерные формы. Их порядок в композиции изменен по правилу контрапоста.

Например, криволинейным стенкам по сторонам верхнего среднего пролета фасада контрастна кривизна барабана купола.

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.

Наш опрос

Жемчужины мировой архитектуры. Что из этих творений вы видели?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...
Архитектурные постройки