МаньеризмНемецкая и русская архитектура XVIII в. не только соизмерима в смысле своего художественного воздействия со знаменитыми итальянскими образцами, но и представляет новую стадию развития композиционного мышления. Остается установить родословную этой самобытности, по возможности не выводя ее из политических, социальных, идеологических и прочих внехудожественных факторов, а сосредоточив внимание на изменении языковой выразительности и особенностях прочтения образа. Иногда ситуацию, сложившуюся в немецкой архитектуре этого периода, не без основания уподобляется маньеризму.

Маньеризм — один из наиболее спорных периодов художественной истории. Микеланджело второй половины его жизни («позднего Микеланджело») часто признают маньеристом.

До появления работы Вальтера Фридлендера (Friedlander W. Die Enstehung des antiklassischen Stiles in der italianischen Malerei um 1520 // Repertorium fur Kunst-wissenschaft.1923. S. 49 sq) существовала привычка выводить маньеризм из этих поздних особенностей творчества Микеланджело и даже из манеры Рафаэля.

Фридлендер поставил у истоков маньеризма флорентийцев — Фри Бартоломео и Андреа дель Сарто, решительно отказавшихся от принципиальных завоеваний Кватроченто. М. Дворжак узаконил маньеризм как полноправный стиль (а не тенденцию или патологию Кватроченто), увидев в нем поиск духовности (что само по себе было натяжкой, если иметь в виду обнаруживающуюся позднее связь с маньеризма с оккультизмом и магией).

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.

Наш опрос

Жемчужины мировой архитектуры. Что из этих творений вы видели?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...
Архитектурные постройки