Общая схемаРечной фасад дворца заставляет вспомнить о французском принципе построения фасадов крупных городских парадных зданий на основании сочетания павильонов и галерей. Противоположный парковый фасад своим стилистическим характером напоминает райские палаццо конца XVI в. Вряд ли имеет смысл говорить об архитектурных деталях, показанных на сохранившихся чертежах, поскольку нам трудно судить, в какой степени они связаны с замыслом самого И. Джонса, а в какой — с переработкой его Д. Уэббом. Констатация многочисленных источников, с которыми могут быть сопоставлены идеи строительства дворца Уайтхолл Джонса, существенна для подтверждения тезиса о том, что к концу своей деятельности он пришел к стремлению создать универсальную архитектурную систему, объединяющую достижения нового зодчества в классическом духе, характерные для многих стран Европы, причем такой синтез он хотел осуществить на основании подлинных античных «моделей».

Его представления о римских прототипах прежде всего базировались на реконструкциях и описаниях, данных в итальянских трактатах эпохи Возрождения.

По размерам дворец Уайтхолл должен был превосходить Лувр и Эскориал.

Его часто называют идеальным городом в античном духе, хотя для этого, на наш взгляд, нет достаточных оснований.

Трудно сказать, насколько реалистическим был этот грандиозный замысел в условиях Англии начала 1640-х гг. Д. Саммерсон считал, что: «если бы Карл I был жив и построил бы его, новый Уайтхолл стал бы могилой и саваном (королевской власти. — Д. III.) для еще более кровавой революции, которую он бы наверняка помог вызвать», чем та, что все равно произошла в Великобритании и привела к казни короля, а для Главного смотрителя работ окончилась прекращением его архитектурной деятельности.

Пытаясь подытожить сказанное об Иниго Джонсе, хотелось бы согласиться с точной оценкой его творчества сэром Джоном Саммерсона (еще раз подтвержденной им незадолго до смерти исследователя в конце 1992 г.) сказавшим, что знаменитый мастер «был первым английским архитектором (строившим. — Д. III.) в классическом духе; он также был посмертным спонсором палладианского движения XVIII века».

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.

Наш опрос

Жемчужины мировой архитектуры. Что из этих творений вы видели?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...
Архитектурные постройки