Пестрая композиция

Пестрая композицияКроме того, он ценит искусство строить ордерное целое на контрастах и вариациях, на подборе взаимодополняющих друг друга элементов и великолепно владеет им. Ближе всего к варварски пестрой архитектуре Тьеполо лестничный вестибюль берлинского дворца Андриаса Шлютера. А. Шлютер очень мощно и выразительно противопоставляет друг другу несколько ордерных мотивов, и из этого противопоставления в итоге складывается пластически живописная, кажущаяся многоликой, большая ордерная тема, напоминающая темы Д.-Б. Тьеполо.

Как и Тьеполо, Шлютер стремится к разнообразию, и это разнообразие не вариационное. Он подбирает формы по принципу дополнительности, стремясь скомпоновать предельно насыщенную формами группу — нечто подобное тому, что делает Д.-Б. Тьеполо в картине «Арлекины на привале».

Тема композиции лестничного вестибюля перекликается с темой ризалитов на дворцовом фасаде.

Между лестничными площадками Шлютер дважды повторяет наружный мотив триумфальной арки. Внизу дорический ордер, наверху — ионический.

По сторонам арок на обоих ярусах — прямоугольные проемы, ведущие на площадки.

В простенках между проемами сильной раскреповкой показаны с каждой стороны по две трехчетвертные колонны, а еще глубже в углу между пилонами и стеной — полная колонна.

Проемы сделаны в стеновой плоскости, т. е. на самом дальнем плане. В главном и самом сильном противопоставлении участвуют все элементы многоплановой композиции.

В первом ярусе центральный арочный проем помещен под антаблементом (дорическим), боковые прямоугольные проемы как будто подскочили под самый карниз (они находятся на первой площадке лестницы).

Оставьте комментарий