Прекрасный, страдальческий ФилоновЧтобы понять, как этот тезис соотносится с живописью Марко Петруса и что для него означают методические ценности символизма, пришло время раскрыть вынесенное в заголовок этого этой статьи словосочетание — «очевидец незримого» — именно так поэт А. Крученых назвал художника Павла Николаевича Филонова, основоположника одного из наиболее ярких и не до конца понятого направления в живописи первой трети XX в. — «аналитического искусства». Эту формулу П. Филонова14 важно понимать именно как составную и объединенную союзом «и». Только при этом можно попытаться преодолеть восходящую к Кьеркегору «Трагедию эстетизма», основанную на построении взаимоотношений между цивилизацией и культурой (этикой и эстетикой) через альтернативное «или-или». Преодоление этого противопоставления, поиски и формирование внутреннего диалога между ними — проблема по сей день актуальная и на протяжении уже более ста пятидесяти лет связанная с именем датского философа. И во времена Филонова, и в наши дни. «Прекрасный, страдальческий Филонов…

певец городского страдания», — писал в свое время В. Хлебников. Полагаю, что для современников эта фраза была очевидно прозрачной.

Почему город?

Он надолго стал для Филонова одним из главных объектов осмысления средствами аналитического искусства.

Как городское страдание или «страдание по городу» соотносится с творческой судьбой Филонова (возможно, и самого Хлебникова) и увязано с памятью о Кир-кегоре?

Оно подчеркивает религиозность художника, «таинственный процесс религиозного страдания» (выделено мной. — Ю. В.). Так пишет о Киркегоре автор послесловия и перевода книги о его жизни, к началу XXI в. выдержавшей издания и, наконец, впервые опубликованной на русском языке 19. Важно, что Н. Болдырев вспоминает в этой связи и Ф. Достоевского, и А. Тарковского, и И. Бродского, не просто фиксируя влияние Киркегора на их мировосприятие, но и растягивая его (влияние) во времени, сохраняя преемственность и современность «возведения в предел» и поиска духовного начала и в мировосприятии, и в его художественно-образном воплощении.

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.

Наш опрос

Жемчужины мировой архитектуры. Что из этих творений вы видели?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...
Архитектурные постройки