Причудливые гротескиСледует также учитывать, что писари не всегда точно обозначали происхождение приезжих, а те, в свою очередь, не всегда были заинтересованы указывать место происхождения. Кроме того, многие мастера, например Корнелис Флорис, бывали в Гданьске наездами, по пути в Кенигсберг и еще далее на восток. Влияние пришельцев было так велико, что польский историк культуры С. Сальмонович утверждал, что «к началу XVII в. Гданьск был в культурном отношении голландской провинцией, играя важную роль в качестве импортера и мецената голландского искусства».

На конец XVI — начало XVII вв. приходится пик экономического и культурного расцвета Гданьска. Начало расцвету положило подписание выгодного мира между протестантской провинцией и польским королем Стефаном Баторием в 1585 г. и новое подтверждение существенных экономических привилегий.

Определенный упадок культурной жизни наблюдается со времен шведского нашествия 1626 г. За несколько десятилетий изменился облик самых важных общественных сооружений города: были возведены заново или перестроены ратуши Старого и Главного города, Дом братства Артура, Арсенал, Верхние и Золотые въездные ворота, а также многочисленные жилые дома.

В списке зданий отсутствуют храмы, что объясняется, во-первых, господством в Гданьске этого времени кальвинистского направления протестантизма, а во-вторых, наличием в городе большого количества церквей, возведенных еще в Средние века.

Среди них — крупнейший в Европе готический собор во имя Девы Марии. Среди мастеров конца XVI — начала XVII вв. выделяются нидерландцы — главный городской архитектор и фортификатор Антониус ван Обберген, выходец из города Мехелен (Малин) во Фландрии, много строивший в Дании и в Северной Польше.

Здесь же работали члены семьи ван ден Блоков.

Биллем ван ден Блок, также родом из Мехелен, до приезда в Гданьск в 1584 г. работал в мастерской Корнелиса Флориса в Кенигсберге. Около трех лет провел в Гданьске Ян Вредеман де Врис, оставив 45 работ разного рода, большая часть которых не сохранилась, в том числе его проекты фортификаций, крепости Вислоустье, городские ведуты и проекты резных украшений.

(Если раньше Вредеману де Врису приписывалось авторство ряда гданьских сооружений, например Дома братства Артура, то в настоящее время из достоверных произведений Вредемана де Вриса в Гданьске остались лишь его «Альбомы» чертежей и рисунков и ряд полотен в ратуше Главного города. Однако, по мнению исследователя гданьской художественной культуры Т. Гжибковской, «ему принадлежит заслуга в консолидации творческих сил Гданьска, усилении их понимания собственных художественных целей и места в Гданьском обществе».

Не только авторами, но и заказчиками и инициаторами ведущих построек города были в это время выходцы из Нидерландов, входившие тогда в правящую богатейшую верхушку городского патрициата. К ним относится прежде всего член совета города Ян Шпейман, наиболее яркая фигура интеллектуальной элиты Гданьска.

Наряду с Вредеманом де Врисом и членом городского совета Шахманом (выходцем из Венгрии): он был автором известной программы оформления Красного зала гданьской ратуши и многих других художественных замыслов.

Даже основной строительный материал был голландский — светло-красный маломерный кирпич размером 5x12x26 см (или 6 х 12 х 24 см), который привозили из Голландии в качестве трюмного балласта на кораблях, приплывавших порожняком, чтобы загрузиться в Гданьске польским хлебом. Хотя в городе работали, помимо голландцев, также местные мастера и мастера, приглашенные из разных областей Германии, голландские влияния в искусстве и архитектуре были определяющими.

Но нельзя не учитывать также и опосредованного влияния идей итальянского Ренессанса. Связи Гданьска с Италией в это время становятся особенно тесными, в архитектуре это проявляется в завоевании большой популярности ренессансных идеалов.

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.

Наш опрос

Жемчужины мировой архитектуры. Что из этих творений вы видели?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...
Архитектурные постройки