Развитие стилейПри таком отношении к стадиям развития стилей невнимание ко всему созданному в XVIII в. в манере барокко — неудивительно. С оценкой немецкой (включая венскую) и русской архитектуры XVIII в. случилась точно такая же история, какая произошла в свое время с оценкой итальянского барокко XVII в. Многим историкам (начиная с Ф. Милиция, Я. Буркхардта, К. Гурлитта и кончая В. Лазаревым, Е. Ротенбергом), считавшим себя знатоками Ренессанса, искусство барокко представлялось «упадочным», манерным, декоративным, нелепым и даже реакционным — не стилем, а вырождением стиля.

Потребовалось много времени и труда для того, чтобы увидеть и признать в барокко самостоятельную, не сводимую к Ренессансу манеру художественного мироощущения (в этом безусловная заслуга Г. Вёльфлина). Тем не менее пренебрежительное отношение к барокко сохраняется.

К среднеевропейской архитектуре начала XVIII в. тоже подходили с чуждыми ей мерками и критериями.

Попросту говоря, в этой архитектуре в лучшем случае видели переложение на немецкий лад итальянских барочных канонов, в худшем — их искажение.

И в самом деле, в постройках Лоренцо Бернини, Франческо Борромини, Пьетро да Кортона, Карло Райнальди, Бальдассаре Лонгена, Гварино Гварини с исчерпывающей полнотой выражены все особенности стиля. Казалось бы дальнейшее движение в этом направлении неминуемо должно было бы привести к перепевам уже найденных типологических образов и композиционных приемов.

Очень трудно было представить, что итальянский барокко XVII в. — не завершенное явление, а хотя и очень важная, но не последняя стадия развития

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.

Наш опрос

Жемчужины мировой архитектуры. Что из этих творений вы видели?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...
Архитектурные постройки