Трехарочный проход

Трехарочный проходБлиже всего по типу к Вюрцбургскому вестибюлю лестничный вестибюль дворца в Шлейбхейме, выстроенного Пуккали и Иозефом Эфнером между 1701 и 1722 гг., а также вестибюль дворца в Брю-ле И. Б. Ноймана (1743-1748 гг.). Вестибюли дворцов в Эбрахе И. Б. Ноймана и в Померсфельдене Л. Гильдебрандта принадлежат другому типу. Главная их особенность — фронтальное расположение лестниц, двумя раздельными маршами сбегающих от вынесенной вперед главной площадки (марши сначала расходятся в стороны и книзу сходятся к центральному входу). По периметру зала устроены открытые двухъярусные галереи.

И в том и в другом случае под вынесенной площадкой находится характерный трехарочный проход в зал. При подъеме по лестнице возникает замечательный эффект, во имя которого театральные архитекторы барокко создавали сложнейшие композиции, основанные на так называемой угловой перспективе. Типичные для такого рода декораций — многократные пересечения под прямым углом многоплановых аркад или колоннад, в данном случае заменены многоярусным пересечением аналогичных мотивов.

Поднимаясь по лестницам, зритель все время видит смещения второго плана по отношению к первому, поскольку непрерывно изменяется ракурс. Такого рода зрительные впечатления сродни импровизации.

Один из самых интересных лестничных вестибюлей сделал И. Б. Ной-ман в уже построенном дворце в Брухзале (дворец М. фон Велыи). Он поместил во дворе дворца эллиптический объем так, что его более пологие дуги слегка прикасаются к стенам противоположных корпусов.

По бокам вестибюля остались небольшие карманы.

Из первого вестибюля через арку, пройдя несколько ступенек, посетитель попадает на площадку, от которой направо и налево поднимаются лестницы, зажатые между двух эллиптических поверхностей.

Оставьте комментарий