Внутренний эллиптический объем

Внутренний эллиптический объемОни ведут на парадную площадку в центре зала. Под ней находится переход из одного корпуса в другой. Весь композиционный эффект (тематический замысел) — в противопоставлении внутренней поверхности (стены зала) и наружной поверхности (стена, поддерживающая площадку в центре зала) двух эллиптических объемов.

В ходе движения по лестнице все время ощущается этот контраст вогнутых и выгнутых стен. И. Б. Нойман мастерски развивает и усложняет его, меняя порядок и местоположение ордерных элементов на стенах (арки, прорезанные в стене среднего объема, — арочные окна внешних стен — арочные окна в куполе и т. д.). Этот прием очень естественно передает все особенности восприятия так называемой «сферической перспективы».

Расписанный плафон, изображающий небо с облаками, и множество фигур по периметру карниза довершают архитектурный замысел. Нужно только заметить, что и в этой композиции, как и во всех лучших произведениях немецкого барокко, развитие методом контрапоста в конечном счете помогает увидеть ордер, поскольку между отдельными противопоставлениями всегда возникают функциональные связи.

Так, например, внутренний эллиптический объем архитектурно трактуется как цокольный мотив по отношению к стенам зала.

В тоже время люди, находящиеся в зале (гости или зрители), придают среднему объему первостепенное композиционное значение.

Фигуры людей, написанные над карнизом, окружают гостей, располагающихся в центре зала, и в этом смысле архитектура стен зала служит фоном и играет подчиненную роль. Нетрудно почувствовать, что лестничные вестибюли композиционно продолжают и развивают способ передачи эффекта соучастия, найденный в произведениях раннего итальянского барокко.

Оставьте комментарий